К нашему сайту подключен сервис веб-аналитики Яндекс-Метрика, использующий cookie-файлы, чтобы сделать ваше пребывание на нем максимально удобным. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на обработку персональных данных в порядке, указанном в Политике конфиденциальности

Зелёная сеть Воронежа

главная проекты Ландшафты – Зеленая сеть воронежа
Слоган
Предложения по развитию зеленой инфраструктуры
+
Локация и год
Воронеж, Россия 2019
Данный проект мы презентуем, как первую редакцию стратегии развития зеленой инфраструктуры Воронежа.
Мы надеемся, что эта работа углубит понимание важности зеленой инфраструктуры у всех субъектов городского развития, и станет важным шагом к принятию городом и регионом официальной, осознанной стратегии пространственного развития
Проект Зеленой сети Воронежа родился из инициативы создать вело-пешеходную прогулочную сеть между объектами и озелененными территориями Центрального и Коминтерновского районов. При разработке проекта мы выявили огромный рекреационный потенциал, выходящий за рамки заданной территории: была предложена сеть «зелёных маршрутов» между долинами рек Воронеж и Дон, а также между зелеными массивами внутри города и за его пределами.

Изменение масштаба проекта спровоцировало более глубокое погружение в тему развития городского озеленения. Новый проект Зеленой сети затрагивает не только рекреационную функцию озелененных пространств, но и широкий спектр регулирующих, культурных и поддерживающих функций зеленых насаждений в городе и вокруг него.
Зелёная сеть предполагает объединение природных и публичных пространств с объектами регионального и городского значения в единую сеть

Локальный контекст

Воронежский регион легко считывается на спутниковых снимках благодаря лесному массиву Усманского бора. Это город на черноземье и меловых кручах в междуречье рек Дон и Воронеж с собственным морем, окружённый лесами и полями.
Однако природные активы Воронежа и агломерации сегодня находятся под угрозой. Город теряет свои природные активы, планирование без учета природных процессов создает угрозу для жителей.
Одной из целей Стратегии экономического развития Воронежа является «Создание экологического каркаса из сети озелененных территорий общего пользования и особо охраняемых природных территорий». Мы верим, что Воронеж может сохранить и приумножить свои зеленые активы.

Зелёная мобильность

Воронеж сегодня — город с высоким уровнем автомобилепользования. Это единственный город-миллионник в России, где отсутствует скоростной общественный магистральный транспорт (трамвай или метро). По уровню пробок город вошел в сотню самых загруженных городов мира: стоя в пробках, воронежец в среднем теряет 39 часов в год. Проект Зелёной сети удовлетворяет запросы на безопасность и комфорт для немоторизованной мобильности.

Первым приоритетом должно стать развитие рекреационных маршрутов, связывающих парки между собой и создающих альтернативу шумным магистралям. Парки должны связаться в единую рекреационную сеть коридоров, позволяющую горожанину совершать свои перемещения по городу под сенью деревьев.

Экосистемные услуги

Под экосистемными услугами понимаются блага и польза, получаемые людьми от природных экосистем. Это может быть обеспечение ресурсами — чистой водой, едой и древесиной, регулирование климатических и средовых условий — очистка воздуха, поглощение пыли, осадков и защита от шума Также выделяют культурные экосистемные услуги — нематериальные выгоды, такие как отдых, спорт и эстетическое наслаждение природой.

Структурный план Зелёной сети

Лесопарковый зеленый пояс — это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Пространственная модель

Богатая структура периферийных и городских озелененных территорий, с минимальными проектными дополнениями складывается в два зеленых пояса, связанных между собой «лучами» зеленых коридоров, протянувшихся от города к природному окружению.

Ценности

Природа в городе, при условии сохранения биоразнообразия и связности экосистем, поставляет горожанам устойчивый поток экосистемных услуг (очищает воздух, поглощает осадки, дает место для спорта и отдыха в комфортных микроклиматических условиях). В свою очередь, горожане должны ценить экосистемные функции городской природы и управлять ей, как ценным активом, поддерживая, усиливая и планируя её как одну из инфраструктур жизнеобеспечения (наряду с водопроводом и энергосетями). Для этого город должен иметь стратегический план развития и управления зеленой инфраструктурой.
Мы разработали девять проектных участков — пакетов стратегической и проектной документации для территории Воронежской агломерации:

  1. Донские излучины
  2. Рамонское междуречье
  3. Дубравный луч
  4. Боровой луч
  5. Усманское кольцо
  6. Тавровско-Никольский пояс
  7. Шиловско-Малышевский пояс
  8. Девицкое Белоземье
  9. Городские берега

Проектные ансамбли Зелёной сети

Большие проекты Зелёной сети

Отдельно мы выделили еще четыре территории, выходящие за рамки одного проектного ансамбля:

  1. Усманский природный парк
  2. Донской природно-пейзажный парк
  3. Пойма реки Воронеж
  4. УрбанЭкоПарк

Заключение

Воронеж всегда строил свое развитие с опорой на природу. Воронеж сейчас — город на Черноземье — сервисный, производственный и культурный его центры располагаются среди полей. Что будет с Воронежем дальше? Мы не можем предугадать будущее, но мы точно знаем, что в этом городе оно будет связано с природой. Поэтому о ней стоит позаботиться уже сейчас.
Одной из целей Стратегии экономического развития Воронежа является «Создание экологического каркаса из сети озелененных территорий общего пользования и особо охраняемых природных территорий». Данной работой мы презентуем первую итерацию нашего видения стратегии развития Зеленой сети Воронежа и надеемся, что эта работа станет важным шагом в понимании важности зеленой инфраструктуры.
+

Похожие проекты