Сегодня в центре внимания законодательная инициатива Росреестра, направленная на вовлечение загрязнённых территорий в хозяйственный оборот Законопроектом предлагается ввести механизм устранения накопленного вреда окружающей среде (НВОС) через привлечение внебюджетных средств
Что такое НВОС? НВОС - это ущерб, возникший от прошлой хозяйственной деятельности, который так и не был устранен
Цель законопроекта
Ликвидация НВОС за счет внебюджетных средств (юр. лиц и ИП) с последующим вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот через аренду без торгов
Масштаб и интерес для бизнеса
В Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (перечень участков и территорий, на которых требуется проведение рекультивации, очистки или иных мер по устранению вреда окружающей среде) включено 960 объектов НВОС (на 2025 год)
Это часто участки с промышленным или коммунальным прошлым, потенциально интересные под промышленную и складскую застройку (с менее жесткими экологическими требованиями)
Возможность в итоге получить участок в аренду БЕЗ ТОРГОВ при выполнении обязательств по ликвидации НВОС - можно рассматривать как инвестиционный стимул
Что конкретно предлагается
Расширяется список оснований предоставления земельных участков в безвозмездное пользование по решению высшего должностного лица субъекта РФ — юр лицам и ИП для ликвидации НВОС
Срок договора безвозмездного пользования —5 лет
Критерии для юр лиц и ИП — в законе субъекта РФ
При выполнении условий ИП или юр лицу земельный участок после безвозмездного пользования может быть предоставлен на условиях аренды без торгов
на образование земельного участка из земельного участка, предоставленного по договору безвозмездного пользования,
на размещение объектов, не предусмотренных проектом ликвидации НВОС
ВРИ земельного участка должен соответствовать виду деятельности, планируемому после ликвидации НВОС
Заключение договора аренды возможно при соблюдении ряда условий:
● подтверждение устранения НВОС и исключение объекта из реестра,
● соблюдение срока подачи заявления на аренду и др.
К рискам инвестора можно отнести отсутствие экономической целесообразности ликвидации НВОС, если расходы на устранение вреда превысят коммерческую выгоду
Почему это важно
Законопроект предлагает стимулы к экологизации, содействует возвращению загрязнённых территорий в оборот. А это открывает новые возможности для планирования и развития территорий одновременно с повышением экологического благополучия. И может «снять с паузы» те решения, которые до сих пор откладывались из-за отсутствия внешних стимулов
Если замысел будет реализован последовательно и прозрачно, это может стать примером того, как экологические цели превращаются в реальные инвестиционные решения
Но если смотреть трезво: ликвидировать загрязнения только за свой счет, без прямой поддержки региона и ждать разрешения на использование в коммерческих целях - вряд ли выстроится очередь. Но если получится - возможно это и будет тот редкий случай, когда и «экология», и «оборот» окажутся по одну сторону
Но вместе со стимулами очень важно, чтобы в таких проектах коммерческое использование, предлагаемое регионом, не подменяло собой разумное планирование и не вытесняло долгосрочные цели развития территорий
Будет ли принят законопроект? Достаточно ли предлагаемых в нем мер? Как это будет реализовано в регионах? Покажет время А мы будем следить за развитием событий и держать в курсе